Производственный экологический контроль (ПЭК)

Автономная некоммерческая организация

«Центр природопользования и природоохранных работ»

8(863) 297-52-46, 297-51-76

Производственный экологический контроль (ПЭК)

В  соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года  № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Основные цели ПЭК:

  • выполнение мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
  • соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.

Требования к организации и осуществлению ПЭК установлены Национальными стандартами Российской Федерации:

  • ГОСТ Р-56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения»;
  • ГОСТ Р-56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля»;
  • ГОСТ Р-56059-2014 «Производственный экологический мониторинг. Общие положения»;
  • ГОСТ Р-56063-2014 «Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга»

Структура ПЭК соответствует специфике деятельности организации и оказываемому ей негативному воздействию на окружающую среду и в общем случае включает (п.4.4 ГОСТ Р - 56062-2014 "Производственный экологический контроль. Общие положения"):

  • ПЭК за соблюдением общих требований природоохранного законодательства;
  • ПЭК за охраной атмосферного воздуха;
  • ПЭК за охраной водных объектов;
  • ПЭК в области обращения с отходами;
  • ПЭК за охраной земель и почв.

В определённых случаях ПЭК может включать в себя:

  • ПЭК за охраной объектов животного мира и среды их обитания;
  • ПЭК за охраной лесов и иной растительности;
  • ПЭК за соблюдением режимов особо охраняемых природных территорий.

Документы ПЭК

Организациями разрабатываются и утверждаются документы, регламентирующие ПЭК (п.4.19 ГОСТ Р 56062-2014):

  • положение о ПЭК;
  • программа ПЭК;
  • планы-графики производственного эколого-аналитического (инструментального) контроля (ПЭАК);
  • программа производственного экологического мониторинга (ПЭМ);
  • инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

Положение о производственном экологическом контроле – документ, регламентирующий общие вопросы осуществления ПЭК, содержит в том числе (п.4.20 ГОСТ Р 56062-2014):

  • общую информацию об организации;
  • перечень задач ПЭК;
  • описание структуры ПЭК (направления контроля, соответствующие оказываемым видам негативного воздействия);
  • сведения об ответственных подразделениях и (или) должностных лиц, отвечающих за природоохранную деятельность, в том числе за проведение ПЭК;
  • сведения о наличии соответствующей подготовки у должностных лиц, отвечающих за природоохранную деятельность, в том числе за проведение ПЭК;
  • сведения о собственных и (или) привлекаемых аккредитованных лабораториях с указанием области аккредитации;
  • перечень документов, регламентирующих проведение ПЭК в организациях, в том числе ПЭАК ИПЭМ.

Программа производственного экологического контроля

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

  • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
  • о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества) (п.5 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию (п.6 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ):

  • о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
  • о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
  • об обращении с отходами производства и потребления;
  • о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.  

В соответствии с п.7 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.8 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

Стоимость разработки ПЭК: от 20 000   руб.

Сроки выполнения работ: от 1 месяца.

Порядок расчетов: безналичный расчет, возможна  рассрочка  оплаты.

Консультация бесплатно.

Административная ответственность регламентирована КоАП РФ от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) глава 8:

Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
- на должностных лиц от 3 000 до 6 000 рублей;
- на юридических лиц  от 20 000 до 80 000 рублей.

Контакты

АНО «ЦППР» ИНН 6168006170, КПП 616801001, ОГРН 1056168058242

Телефон/факс: (863) 297-52-46 , 297-51-76

E-mail: ano_cppr@aaanet.ru

344090, г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки 200/1, оф.301